В субботу я прочитала книгу «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь» Игоря Манна.
По секрету — книга еще не издана и доступна только по предзаказу. И только читателям моего блога я сегодня расскажу про фишки книги и самые классные упражнения из нее.


Лучшее, что может сделать книга для человека, —
это заставить его действовать.
Томас Карлейль.

Хочу предупредить вас — если вы возьмете эту книгу в руки, вы будете обречены на развитие и успех, потому что после прочтения этой книги невозможно бездействовать, она мотивирует и дает эффективные инструменты. Это книга-план, книга-система о том, как стать лучшим в своем деле.

Чтобы написать отзыв на эту книгу — нужно вдвое больше страниц, чем содержит сама эта книга.
Все тезисно и по делу, очень концентрированно. Каждая мысль откликается и хочется высказаться — откомментировать, рассказать свой опыт, привести пример, и т.д. Про что-то хочется написать — да, да, все так и есть! про что-то — ухты, вроде бы просто, и как здорово, внедрять срочно, сегодня же!

Большой плюс в том, что книга написана российским автором — отсутствуют неточности перевода и учтена российская специфика развития рынка и человека. Игорь Манн, сам стал номером 1 в российском маркетинге. Эта книга — его собственный опыт. Упражнения, советы и принципы применимы не только для маркетинга, но вообще для любой области. Этакий универсальный сборник ключиков к успеху.

Для кого книга — для тех, у кого уже есть цель, однозначно, кто определился в каком направлении хочет развиваться. В книге, конечно, есть глава про цель, но там нет размусоливания и тысячи примеров. Коротко и по делу. Перед этой книгой стоит прочитать цельную жизнь, 7 навыков и, как минимум, сделать 20-минутное упражнение Стива Павлины про цель жизни.

В самом начале книги приведена mind-map и я поработала с ней, чтобы получить наглядную картинку о текущем положении дел и направлении ближайшего развития, напротив некоторых пунктов поставила даты.

Что же нужно сделать, чтобы стать лучшим? Простые и понятные вещи:
1. Поставить цель (например, «Стать № 1 в …»).
2. Сделать аудит самого себя.
3. Постоянно и системно заниматься личным и профессиональным развитием.
4. Обязательно добиваться высоких результатов в том, чем вы занимаетесь. Без «рекордов», достижений, «визитных карточек», первоклассных проектов и результатов вы точно не № 1.
5. И на последнем месте в этом алгоритме — продвижение.

Коротко про каждый раздел с цитатами и фишками:
1. Цель
Цель должна быть амбициозной, сформулированной по  SMART и находиться постоянно перед глазами:
«У японцев есть понятие «икигай» — это то, ради чего вы просыпаетесь по утрам (пусть вашим «икигаем» будет «встаю, чтобы сделать шаг к тому, чтобы стать № 1 в…»).
Японцы вообще очень целеустремленные люди. Есть у них такая традиция: покупают безглазую куклу (она называется «дарума»), загадывают желание или ставят цель, рисуют один глаз, и — вперед! Пока желание не исполнится, а цель не будет достигнута, кукла смотрит на вас немым одноглазым укором.»

2. Аудит
Разбер полетов — где вы, какие ваши качества работают на вас и против вас.
Здесь и SWOT-анализ и советы по работе с наставником, а так же немного о том, как выглядеть опрятно и стильно.
«Одеваться нужно не в соответствии с тем, кем вы являетесь сейчас, а в соответствии с тем, кем вы хотите быть. Дональд Трамп»

3. Развитие
Среди основных способов профессионального и личного обучения автор выделяет следующие:
практика, чтение, прослушивание аудиоматериалов, просматривание видео, обучение в аудитории, нетворкинг, путешествия, а также получение знаний «из первых рук».

«Для того чтобы освоить нужную тему, попробуйте «тройной подход». Вот как он работает.
Раз: обложитесь правильными книгами на нужную вам тему. Прочитайте от пяти до десяти книг.
Два: идите на семинар или мастер-класс автора, который вас максимально зацепил.
Три: постарайтесь познакомиться с ним и попросить о том, чтобы он помог вам небольшим советом, если у вас будут затруднения в каком-то вопросе по этой теме.
Все.
Поздравляю: так вы освоите до 80% необходимых вам знаний в нужной вам теме. Но ваша задача — 100% знаний по этой теме, поэтому вы должны продолжать учиться дальше: практика, встречи, путешествия, чтение…
Как говорил Черчилль: «Самое главное в образовании — это хороший аппетит»

Мне очень понравился способ работы с книгами:
«Начинаете читать книгу и делаете по ходу пометки на полях. Дочитали — берете post-it notes (клеящиеся бумажки) и начинаете приклеивать там, где нравится идея. Вертикальные (торчащие вверх) бумажки означают «классно, надо внедрять». Горизонтальные (торчащие в сторону) означают «интересно, надо учесть/запомнить». Ставите книгу на полку торцом — и видите и горизонтальные, и вертикальные закладки, которые являются для вас немым укором: реализуй мои идеи! не забудь мои идеи!»

Отличный совет о том как приучить себя делать важные дела в первую очередь:
«Я сначала делаю список дел на день (большой список) — ручкой, на листе бумаги. Потом переношу одно-три самых важных дел дня на следующий лист блокнота (это малый список). И я не имею права делать что-то из большого списка, пока не разделаюсь с делами из малого списка.»

Автор отмечает важность уметь и не забывать говорить «спасибо»:
«Чтобы сказать слово «спасибо»… 0,91 секунды.
Спасибо — это валюта долгосрочных отношений.
Спасибо — одно из ключевых слов того, кто хочет стать № 1.
В книге «Прыгни выше головы» Маршалл Голдсмит рекомендует составить два списка из 25 человек, которым вы наиболее признательны в своей частной и профессиональной жизни, и выразить им свою особую признательность».

4. Результаты
Представьте, что у вас берут интервью и задают вопрос, чем вы гордитесь?
Ответ на этот вопрос поможет вам продвинуть себя.
Показать с лучшей стороны.
Продать дороже.

5. Продвижение
Раздел о том, почему важно светиться, иметь свои правила жизни и создать свой личный брендбук:
1. Позиционирование. Быстрый ответ на вопрос «Почему вы?»
2. Слоган. Яркая фраза, которая будет зажигать вас, продавать вас и заставлять других (клиентов, заказчиков, партнеров, поставщиков) работать именно с вами, а не с вашими конкурентами.
3. 100 слов…о том, что вы собой представляете. Своего рода «коротко о себе».
4. Резюме. Аккуратность, полнота и правдивость представленной информации, нестандартность и оригинальность оформления.
5. Визитная карточка. Вложитесь в дизайн, контент и материал визитки.
6. Портфолио. Отзывы клиентов, награды, образцы работ, сканы статей, комментариев, список публикаций.
7. Фотосессия. Профессиональная фотосессия у хорошего фотографа — необходимая инвестиция.
8. Рекомендации и отзывы. Их можно получить от наставников, начальников, клиентов, партнеров, лидеров общественного мнения…
9. Точки контакта. Моменты, ситуации, интерфейсы взаимодействия вас и ваших клиентов.

После прочтения этого раздела я сделала соответствующую папку на компьютере, чтобы все материалы были в одном месте и записала несколько пунктов в ежедневник, что необходимо сделать в ближайшее время — обновить визитку, договориться о фотосессии и т.д.

Кроме того, завела соответствующую заметку в Evernote со своими правилами жизни.
«Когда у тебя есть правила, по которым ты работаешь и живешь, многое становится проще: приоритеты расставлены, есть смысл в работе, есть на что опереться при принятии важных решений, есть на что сослаться в случае жарких дискуссий («это мое правило, и я всегда делаю так»).»

Вот, для примера, некоторые из моих:
Всегда есть решение. Используй терпение и креативность.
Делать осознанный выбор в любой ситуации и держать слово.
Не нравится — измени что-то, нравится — развивай.
Быть аутентичной, получать радость и увеличивать количество добра и счастья в мире.

В конце книги есть очень классные приложения:
План победы. Не надо составлять — уже составлен — 20 страниц в виде рабочей тетради — чек-листы, цели, таблицы, упражнения для честных ответов на вопросы о самом себе, своих ценностях и целях.
После заполнения специальных таблиц (срез сильных и слабых качеств, определение приоритетов, пути развития ключевых навыков, изменение имиджа, методы продвижения себя) вы получите пошаговый алгоритм, как от точки, в которой вы находитесь сейчас, добраться до точки, в которой хотите оказаться.

Книги о самомаркетинге и личностном росте. Помимо этого приложения после каждого раздела есть список книг, которые можно почитать по соответствующей теме. Мой wish-read-list увеличился на 18 книг! Будет о чем писать в следующих обзорах )

Рекомендации от тех, кого можно считать № 1 в разных сферах — публичные выступления, тайм-менеджмент, нетворкинг. Рекомендации написаны специально для читателей этой книги.

Эта книга заменит вам десятки прочитанных книг, статей в интернете и разговоров с коллегами. Все, что вам теперь остается, — создать свою карту, проработать свой план превращения в № 1 и стать № 1. Других вариантов нет :) Желание + цель + упорная работа + прекрасные результаты. Let’s go!!!

Книга на озоне