На входе в здание стоят 5-6 детей, разного возраста — от 10 до 16. Все курят. Прохожу в здание, одна девочка спрашивает — «А вы к нам?». «Не знаю к вам или нет, мне нужна Валентина Витальевна» — отвечаю я. «Тогда точно к нам» и ведет меня куда-то на второй этаж. Второй этаж — это длинный коридор, с комнатами по типу общежития. Комната воспитателя, со старым ковром и шкафом, несколько комнат с кроватями и минимальным набором мебели, учебная комната с 4-мя партами. Это Краснокамский детский дом и я провожу сегодня здесь бесплатный мастер-класс по скорочтению.

Валентина Витальевна приветствует меня, и видно, что взволнована, суетится. Три девчонки, которые находятся со мной в одной комнате молчаливы, смотрят из-под лобья, но с интересом. Пока ждем остальных, говорю «Давайте знакомиться, меня Юля зовут, а вас?». «А че знакомиться, мы все Ксюши». «Не простой мастер-класс получится» — подумала я про себя первый раз.

Минут 15 ждем остальных. Всего собралось 8 девочек. На вопрос «Любите ли вы читать» две отвечают, что да, две — что нет, остальные молчат.

Начинаю первоначальное тестирование скорости. Даю задание прочитать 2 страницы на скорость. Это вызывает кучу негодования и протеста — «Все это читать?! Так много?!». Некоторые матерятся…Двое сразу уходят и не возвращаются до конца мастер-класса. «Да, непростой мастер-класс получится» — подумала я во второй раз.

С первоначальным тестированием скорости кое-как справились. Объясняю про угол зрения и как работать с таблицами Шульте. Одна девочка очень злится, что у нее плохо получается. Я объясняю, что это нормально, почти все испытывают трудности, надо немного времени, даю очень подробные объяснения, прошу просто попробовать выполнить упражнение. Встает, уходит, не возвращается. «Мать-перемать, в смысле, не простой мастер-класс» — в третий раз подумала я.

Знаете, это совершенно разные вещи, когда люди платят за курс и добровольно на нем присутствуют и дети, которых по сути загнали в учебный класс. И заставили сидеть на нем 2 часа (очередную порцию мата я выслушала, когда девочки узнали про то, сколько им придется «мучиться»).

Понимаю, что надо выруливать на «развлекательных» упражнениях. Делаем гимнастику мозга — ухо-нос, упражнения с руками. Немного подвигались, повеселели. Закрепляем рисованием обеими руками. Кривые треугольники-квадраты получаются, но тоже весело.

Оттаяли немного. Начали задавать вопросы — где работаю, чем занимаюсь, сколько зарабатываю. Рассказываю свою историю жизни, про маму, которая мало зарабатывала в Березниках и меня учила в Перми, про то, что как большинство девчонок в студенческие годы пошла на третьем курсе работать официанткой. Про то, что поняла, что это не для меня и начала самостоятельно заниматься скорочтением, чтобы дальше зарабатывать только головой. Про то, сколько я теперь этим зарабатываю.
Вдохновились. Дальше занятие пошло легче.
В конце благодарили и звали еще в гости. Особенно та девочка, которая материлась.

Мне кажется я добилась цели — донести важность умения учиться, желания развиваться, читать книги, уметь делать это быстро.

И вроде бы все хорошо в итоге закончилось. Но грусть осталась.
Грусть от того, что Валентина Витальевна перестала бороться с курением. «Надо покурить» — сказали девочки и пошли на перерыв.

Грустно от того, что они даже не знают, кем хотят быть. Оттого, что не любят учиться. Оттого, что в принципе такие дети без родителей есть.

Радует, что умные не испорченные девчонки среди таких детей есть. Одна из девочек, одиннадцетиклассница Саша, например, поедет по стопам брата поступать в университет в Израиле.
Радует, что есть «Валентины Витальевны» которые посвящают свою жизнь воспитанию таких детей.

Такой вот первый день зимы.