В истории человечества просматриваются два пути развития. Первый — путь борьбы и подчинения. Второй — путь, по которому идут исследователи и творцы.

Роберт Фритц в своей книге «Путь наименьшего сопротивления» говорит о том, что в каждом человеке таится безграничный творческий потенциал. Даже когда нам кажется, что в ситуации можно либо бороться либо подчиниться, всегда есть третий вариант. Из этой статьи вы узнаете, как освободить творческую силу и претворять в жизнь важные для вас идеи с помощью созидания.

Уроки взросления

Мы мечтаем учиться и развиваться, созидать и творить. Люди рвутся создавать то, что для них значимо, и вместе с тем сомневаются в способности добиться результата. Многие из этих сомнений берут начало в детском возрасте.

Запреты

В ходе психологического эксперимента трех- и четырехлетним детям записывали на диктофон все, что им говорили взрослые в течение дня. Изучив записи, ученые обнаружили: 85 процентов из всего, что говорили детям, составляли запреты («нельзя», «не делай так») или упреки («плохо себя ведешь», «не слушаешься»). Почти все правила поведения созданы, чтобы исключить или предотвратить вред, который ребенок может причинить себе или окружающим: «Не выбегай на улицу»; «Не мешай отцу»; «Не трогай спички»; «Не опаздывай».

Родители хотят уберечь ребенка, оградить от опасности. Это естественно. Но сам принцип действия — «избегай риска» — вколачивается в нас и закрепляется до тех пор, пока не доходит до автоматизма. Стремление избегать различных предметов и ситуаций может сохраниться и после того, как мы научимся переходить дорогу и обращаться со спичками. Главный урок детства обычно состоит в том, что обстоятельства правят жизнью. Эту мысль доносят до нас в разной форме: родители хвалят или ругают в зависимости от верной или неверной реакции на обстоятельства, учителя поощряют «правильное» поведение и наказывают за «неправильное».

Подчинение или противостояние

Инь и ян

Подчинение или противостояние — это образ жизни, своего рода стратегия. При такой ориентации вы действуете исходя из обстоятельств, в которых находитесь сейчас или можете оказаться в будущем.

Наше общество буквально живет этой мыслью. Успех, слава, богатство, признание и благодарность сограждан, взаимность в любви, крепкая семья — награда за «правильный» подход, за верную реакцию на обстоятельства. Тюрьма, позор, ранняя смерть — наказание тем, кто сделал неверный выбор. Почти все мы убеждены, что живем под властью обстоятельств. Если считать, что обстоятельства — главное в жизни, у вас остается всего два варианта: либо с ними «сотрудничать», либо против них восставать.

Некоторые принимают это решение — уйти или остаться — в зависимости от того, что для них страшнее: непривычная новая жизнь или же горечь, которая накопилась в теперешней. Не так уж важно, что именно они решат. В любом случае при выборе они исходят из того, что есть лишь два варианта: терпеть ситуацию дальше или взбунтоваться против нее.

Творчество — не проблема, решение проблем — не творчество

новое

Кто-то всю жизнь решает одни и те же проблемы, кто-то приобретает новые. Главная побудительная сила для них — острота проблемы. Как только самое плохое сглажено, мотивация к действию слабеет. Борьба с проблемами как стиль жизни — заведомо проигрышный вариант, ведь она ведет к затуханию активности, причем направленной на то, чтобы решить проблемы! Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить — у вас уже есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались?

Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить — означает привносить в мир нечто новое. Цель — преодолеть автоматизм мышления и выработать альтернативные решения. Надо на время «отключить в себе критика», чтобы стать изобретательным. Процесс творчества — не «решение» житейских проблем. Просто это лучший метод сотворения тех результатов, которые вы хотите видеть в своей жизни.

Карл Юнг пришел к мудрому выводу:

Величайшие и серьезнейшие проблемы бытия по сути своей неразрешимы… Их нельзя решить, можно только перерасти. А «перерастание», как показывает опыт, требует перехода на новый уровень мышления. Скажем, у пациента появляется высший или более масштабный интерес — и благодаря расширению кругозора безнадежная проблема теряет остроту. Логически она, конечно, не разрешилась, но поблекла по сравнению с новым и более сильным жизненным стремлением.

Формулы не существует

Человеку, не владеющему осознанными навыками творения, кажется, что творчество — продукт подсознания или наития. Поэтому желание созидать выливается в поиск некой формулы, которая про будит тайные силы. Но Бетховен не был эдаким каналом, по которому течет «высшая творческая сила». Он был мастером, способным отразить в музыке все грани собственного опыта, от духовных и философских до сексуальных и даже бытовых. К тому же он был знатоком своего ремесла и шел по пути неуклонного саморазвития.

Бетховен

Возьми и придумай

Эйнштейн

У процесса созидания есть разные фазы, и для них нужны разные умения. Вот основной:представьте себе итог, которого хотите добиться. Созидатели начинают с конца. Вначале у них возникает замысел. Прежде чем приступать к созиданию, нужно уяснить, что ты хочешь принести в мир. Художник может не представлять себе финальную версию картины, но у него всегда есть замысел, который позволяет править нарисованное. Но есть художники, которые до деталей продумывают полотно и лишь затем берутся за кисть. Джорджия О’Киф* говорила: «Я начинаю работу, только когда мне все уже ясно».

Понять, что тебе нужно, — тоже искусство. Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. И когда вы овладеете этой техникой рождения новых идей, ваша эффективность возрастет. Не берите в расчет все, что было в прошлом, сфокусируйтесь на том, что хотите увидеть воплощенным в жизнь. Начните с нуля. Научитесь рисовать в уме картинки того, что хотите создать. Вообразите результат. Попробуйте добавить элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи, вблизи, издалека. Так, меняя угол зрения, вы будете накапливать все больше знаний о том, что хотите создать. Не исключено, что вас ждут сюрпризы, хотя вряд ли их будет много. В любом случае вы узнаете много нового о своей концепции.

Великий композитор ХХ века Карлхайнц Штокхаузен писал:

«Нам необходимо просто прикрыть глаза и ненадолго прислушаться. Вокруг нас, в воздухе, всегда звучит нечто ранее не слыханное».

Как стать главной творческой силой в своей жизни

Прежде всего вы должны искренне хотеть то, чему отдаете выбор. Это и есть самое важное условие. Если вы не горите желанием становиться главной творческой силой в жизни, у вас не получится сделать такой выбор.

Шаг 1. Определите, действительно ли вы этого хотите? Не принимайте по умолчанию, что вам нужно решительно все. И вообще не делайте предположений. Подойдите к делу не предвзято. Поразмышляйте над этим вопросом не меньше пяти минут: хотите ли вы быть главной творческой силой в своей жизни?

Шаг 2. Выбрать, чего вы хотите. Если вы хотите быть свободным, здоровым, верным себе и стремитесь стать главной творческой силой в жизни, тогда официально выберите для себя каждый из этих пунктов по очереди. Скажите себе: я выбираю быть главной творческой силой в своей жизни.

Шаг 3. Спросите себя: «Чего я хочу?». Люди редко задают себе этот вопрос. Вы можете ставить его перед собой в разных ситуациях. Если вы привыкнете размышлять над ним, у вас выработается инстинкт и вы сможете не задумываясь определять, чего хотите. Каждый раз, когда почувствуете себя сбитыми с толку, задайте себе этот вопрос и ответьте на него. Многое прояснится.

Шаг 4. Действуйте.

Люди не привыкли думать о своей жизни как о творении. Почему-то нам никто не говорит, что мы можем выстраивать отношения с собственной жизнью так же, как созидатель формирует свое видение. Как эта идея отличается от мысли, что у нас есть только два варианта действия — подчиняться или пытаться противиться обстоятельствам! Хотя на самом деле наша жизнь может стать нашим лучшим произведением.

Будьте главной творческой силой в своей жизни.

По материалам книги «Путь наименьшего сопротивления».